Протокол о присвоении разряда образец - Что нужно для составления - Пример иска жалоба ходатайство - Справочник адвоката

СПРАВОЧНИК АДВОКАТА

Категории раздела

Организация предприятия [0]
Заявления в суд [0]
Заявления на работу [0]
Ходатайства [0]
Сопроводительные документы [0]
Примеры договоров [0]
Аренда [0]
Примеры характеристик [0]
Как правильно составить [0]
Примеры заполнения [0]
Правила и консультации [0]
Поиск работы [0]
Переписка на предприятии [0]
Делегирование полномочий [0]
Ответственные документы [0]
Разные договоры [0]
Обращения в суд [68]
Обращения к работодателю [71]
Как обратиться в суд [68]
Оформление действий [105]
Шаблоны договоров [71]
Что надо знать арендатору [74]
Образцы рекомендательных писем [68]
Как написать [36]
Что нужно для составления [140]
Адвокат рекомендует [81]
Прием на работу [72]
Деловодство и письма [66]
Поручение и доверенность [49]
Документация юрисконсульта [71]

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 113

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Пример иска жалоба ходатайство

Главная » Статьи » Что нужно для составления

Протокол о присвоении разряда образец

образец приказа о повышении разряда

Мария --- Знаток (342) 4 года назад

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ

«_________»

г. _______

ПРИКАЗ

________ г. № ___

«О присвоении разряда»

На основании протокола заседания квалификационной комиссии о присвоении 4 разряда по професси электросварщик ручной сварки №___ от _______года

Приказываю:

1. Присвоить Иванову Ивану Ивановичу 4 разряд по профессии электросварщик ручной сварки с _________ года.

В основание можно забить и протокол и удостоверение работника. Наверно так. Только уточните название протокола

Присвоение и повышение разряда рабочим: как оформить правильно

Из разговора с рабочими одного всем известного российского завода по производству автомобилей: Работаю слесарем 3-го разряда. Зарплата не ахти, с надбавками и премиями выходит 7-8 тысяч. Я на заводе уже 5 лет, а кто то и по 20,

но все равно имеют 3-й разряд. Повысить его невозможно. Образование у меня среднеспециальное по 4 му разряду, но меня по нему не приняли. Никаких перспектив. Что тут сказать? Комментировать происходящее не имеет смысла. Все

и так понятно. Но этот разговор стал поводом для статьи. Мы решили помочь тем работодателям, кто занимается развитием персонала и для кого рабочие не просто винтики в общем механизме.

О том, как правильно организовать процесс присвоения разряда и грамотно его оформить, пойдет речь ниже.

С позиции производственно-технического назначения в обучении рабочих выделяют:

  • подготовку новых работников (первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии)
  • переподготовку (переобучение) работников (освоение новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства)
  • повышение квалификации (обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям).
  • Квалификационная комиссия

    Порядок присвоения рабочим квалификационных разрядов предусмотрен пунктами 10-21 Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31 / 3-30.

    Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) рабочему рассматривается квалификационной комиссией, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены:

  • работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве
  • начальник (представитель) отдела труда и заработной платы
  • инженер по охране труда
  • руководитель соответствующего подразделения предприятия.
  • При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюза.

    На небольших предприятиях, где нет возможности создать комиссию по присвоению разрядов рабочим, такое присвоение разрядов может производиться квалификационными комиссиями, созданными в учебных заведениях соответствующего профиля.

    Кстати сказать

    О терминах

    В отечественной социологии, прежде всего в советский период, сформировалось следующее понимание рабочего класса и самих рабочих. Рабочие - это люди, занятые преимущественно физическим трудом во всех сферах народного хозяйства. Слово рабочий подразумевает в первую очередь вид занятия (но не профессию), во вторую - социальный слой, отличающийся специфическим образом и стилем жизни, ценностными ориентациями и культурой. Как вид деятельности это понятие подразумевает тип занятий в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т. д. В СССР рабочие подразделялись на работников низкой (1-2-й разряды), средней (3-4-й разряды) и высокой (5-6-й разряды) квалификации.

    Такая же разрядная сетка принята и в других странах. Например, рабочий класс Великобритании делится на три страты:

    1. квалифицированные рабочие (водители автобусов, шахтеры и др.)
    2. малоквалифицированные рабочие (кондукторы в автобусе, кладовщики и т. д.)
    3. неквалифицированные рабочие (лаборанты, трубочисты, дворники и т. п.).

    Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт (например Положение о квалификационной комиссии) или быть самостоятельной частью отдельного документа (например Положения об аттестации). При этом содержательная сторона Положения должна включать в себя следующие пункты:

  • количественный и персональный состав комиссии
  • ее полномочия
  • порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов
  • решения, принимаемые по результатам аттестации, и т. п.
  • Если профессиональная подготовка осуществляется на базе предприятия, то отвечающего за нее специалиста часто обязывают обеспечить необходимые условия для проведения экзаменов:

  • разработку проекта Положения о квалификационной комиссии
  • сбор заявлений работников об обучении
  • ведение протокола и т. п.
  • Мнение эксперта

    Ю. П. Кокин, доктор экон. наук, профессор кафедры труда и социальной политики РАГС при Президенте РФ, заслуженный экономист Российской Федерации

    Понятия разряд (тарифный разряд), класс, категория являются элементами тарифного нормирования труда и призваны отражать уровень сложности выполняемых работ (трудовых функций), а также требуют для этого квалификации (профессиональной подготовки, навыков, стажа работы по специальности). Их установление связано со спецификой труда той или иной группы персонала.

    В соответствии со сложившейся практикой разряд (тарифный разряд) устанавливается преимущественно рабочим в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТ КС) и присваивается при окончании профессионального учебного заведения, а затем по итогам оценки тарифно-квалификационной комиссии, создаваемой в этих целях на предприятиях (в учреждениях).

    Тарифный разряд по оплате труда без его личностного присвоения может быть установлен, особенно в условиях применения Единой тарифной сетки, и для руководителей, специалистов и технических исполнителей.

    Класс квалификации присваивается представителям такой специфической группы рабочих, как водители транспортных средств (авто мобилей, локомотивов на железной дороге и метрополитене, городского пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев), летно-подъемному и плавающему составу на воздушных, морских и речных судах.

    Класс, так же как и тарифный разряд, устанавливается (присваивается) работникам в момент окончания профессионального учебного заведения и периодически подтверждается в процессе прохождения работником тарифно-квалификационной (аттестационной) комиссии.

    Категории (классы) квалификации устанавливаются специалистам и техническим исполнителям, занимающим ряд должностей. В производственной сфере экономики это такие должности, как конструктор, технолог, инженеры всех наименований, экономисты разных специальностей, механик, техник, машинистка, стенографистка, секретарь-стенографистка и другие аналогичные должности. В учреждениях социально-культурной сферы - учитель, врач, фармацевт, фельдшер, библиотекарь, артист и т. д. Кроме того, квалификационные категории могут быть присвоены специалистам федеральных, региональных и муниципальных органов государственного управления, служб по чрезвычайным ситуациям и предотвращению катастроф.

    Основанием начала функционирования квалификационной комиссии является, как правило, подача заявления работником и представления (характеристики, ходатайства) на него руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

    Квалификационные экзамены

    Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

  • квалификационные разряды
  • классы
  • категории по соответствующим профессиям.
  • Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

    Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или раз в год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

    Рабочий, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификацион ной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы по разделу Должен знать и самостоятельно выполнить отдельные работы, приведенные в разделах Характеристика работ и Примеры работ. При этом квалификационной комиссией также учитывается результат прохождения курсов повышения квалификации работника. В разделе Должен знать излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе Характеристика работ.

    Работник должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний в частности, он должен знать свои обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, положения, инструкции и другие руководящие материалы, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, правила пользования средствами индивидуальной защиты знать требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, требования по рациональной организации труда на рабочем месте.

    По ряду профессий рабочих, выполняющих работы повышенной сложности и тарифицируемых, как правило, 6-м разрядом и выше, в разделе Должен знать установлены требования к наличию среднего специального образования, а по отдельным профессиям - требования к стажу работы и наличию специальной подготовки.

    Раздел Должен знать по профессии арматурщик в зависимости от разряда

    Присвоение квалификационного разряда рабочему

    На мой взгляд, не совсем корректно, Ольга.

    Если вы сами обучали, то приказ о присвоении разряда по профессии обязателен, он 75-летнего срока хранения. Кстати, вы также должны выдавать свидетельство установленного образца о присвоении квалификации, профессии (если обучали). Если обучение по рабочей профессии происходило в другой организации, то они обязаны были выдать свидетельство.

    Протокол заседания ВАШЕЙ квалификационной комиссии не присваивает разряд, а косвенно говорит о прохождении обучения и прямо говорит о сдаче квалификационных экзаменов группе товарищей. Необходимо решение нанимателя, которое выражается в приказе (распоряжении).

    В день приема квалификационных экзаменов ВАШЕЙ квалификационной комиссией (на крайний случай на следующий день) издаете приказ о присвоении квалификационного разряда. Выписывайте свидетельство (очень и очень желательно).

    Вносите запись о присвоении.

    А дальше по вашему усмотрению.

    Различайте: присвоение разряда - это одно действие, поручение работы по данному разряду - другое.

    Производственное обучение и повышение разряда

    "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2009, N 11

    ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ РАЗРЯДА

    Расходы на повышение квалификационного и образовательного уровня работников - самый эффективный вид капиталовложения, оптимальная инвестиционная политика, а не обуза для бюджета предприятия.

    Система повышения квалификации работников должна быть прекрасно организована в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании, оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и - разумеется! - являться частью цельной стратегии компании.

    Индикаторы потребности в обучении работников

    Если на предприятии возникла потребность в профессиональной подготовке кадров, специалисту кадровой службы или сотруднику подразделения, которому вменена обязанность обучения персонала, необходимо предпринять следующие шаги.

    1. Определить, обучение какого вида необходимо работникам.

    2. Определить форму профессиональной подготовки.

    3. Определить, где обучение будет происходить.

    4. После этого необходимо определиться со сроком обучения.

    С позиции производственно-технического назначения в обучении работников выделяют:

    - подготовку новых работников (первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии)

    - переподготовку (переобучение) работников (освоение новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства)

    - повышение квалификации работников (обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям).

    В отношении специалистов и руководителей обучающая функция предприятия проявляется прежде всего в организации повышения их квалификации.

    Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост профессионального мастерства.

    Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели, уже обладая определенными знаниями и практическими навыками выполнения работ, могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно то, что им прежде всего нужно для производственной деятельности.

    Индикатором, свидетельствующим о необходимости повышения квалификации работников, служит наметившееся снижение среднего разряда работников, отставание разряда работников от разряда работ. Поэтому систематическому анализу должны подвергаться существующая и требуемая квалификационные структуры рабочих кадров. Прежде всего, необходим анализ причин сложившегося положения - изменения в технике и технологии выполнения работ, ставящего перед работником задачу их освоения.

    Другим индикатором может быть рост бракованной по вине работника продукции.

    Поскольку одной из форм повышения квалификации является освоение смежных профессий, анализу должна быть подвержена рациональность использования рабочей силы по квалификации, использование фонда рабочего времени, возможности устранения его потерь.

    Виды повышения квалификации

    Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии, школы по изучению передовых методов работы.

    Производственно-технические курсы как наиболее массовая форма создаются в целях повышения производственных умений и технических знаний работников до необходимого уровня, в целях повышения их квалификации (разряда, класса и т.п.) в пределах данной профессии и специальности.

    Задача курсов по обучению вторым и смежным профессиям видна из самого названия. Однако следует иметь в виду одну их особенность. Если исходить из сути повышения квалификации, когда повышается разряд работника (или профессиональное мастерство в пределах разряда) по имеющейся у него профессии (специальности), то освоение других профессий вроде бы не имеет отношения к повышению квалификации. Но все дело в том, что это за профессии и с какой целью они осваиваются. Если работник осваивает смежные профессии, т.е. находящиеся в тесной связи с основной, - это можно рассматривать как повышение его квалификации, универсализма, условие применения более рациональных форм организации труда при работе по своей прежней профессии.

    Если же осваиваются далекие друг от друга профессии (вторые, третьи и т.д.), такое обучение ближе к переподготовке кадров (освоение профессий про запас).

    Обучение включает в себя практические занятия на рабочем месте, проводимые передовиками, а также теоретические занятия, проводимые специалистами.

    Курсы целевого назначения создаются непосредственно на предприятиях для изучения новой техники, оборудования, технологии, техники безопасности, прогрессивных форм организации труда. Их задача - краткосрочное обучение вновь принятых на предприятие квалифицированных работников с тем, чтобы в течение первого месяца работы на предприятии они могли усвоить особенности технологических процессов.

    Формы и сроки обучения

    Необходимость повышения квалификации обусловлена различными причинами, поэтому оно может быть организовано в различных формах и быть рассчитано на различные сроки. Так, процесс обучения, направленный на повышение квалификации, может быть осуществлен с отрывом и без отрыва от производства (система вечернего и заочного образования, самостоятельное освоение образовательных программ и т.п.), само обучение может быть рассчитано на долгосрочный и краткосрочный варианты.

    Сроки обучения при повышении квалификации обусловлены ее задачами. Так, если целью является улучшение производственных умений и технических знаний для получения более высоких тарифных разрядов в соответствии с требованиями производства, то ее реализация происходит на производственно-технических курсах для каждой учебной группы. Продолжительность обучения устанавливается индивидуально в пределах от трех месяцев (если подготовка проходит с отрывом от работы) до шести (без отрыва от производства). На теоретический курс отводится от 70 до 210 учебных часов.

    Если на предприятии возникла необходимость в изучении новой техники, оборудования, технологии, то на курсах целевого назначения на это должно быть отведено не менее 20 часов.

    Освоение необходимых знаний и производственное обучение (т.е. время ученичества), в соответствии со ст. 203 ТК РФ, не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, профессии. Поэтому продолжительность профессиональной подготовки, например, работника в возрасте до 18 лет, согласно ст. 92 ТК РФ, не может превышать 36 часов в неделю, так же как и работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда (сварщиков, маляров и т.п.).

    Квалификационная комиссия

    Порядок присвоения работникам квалификационных разрядов предусмотрен п. п. 10 - 21 Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30, ред. от 17.04.2009).

    Вопрос о присвоении или повышении разряда (класса, категории) работнику рассматривается квалификационной комиссией предприятия, созданной приказом работодателя. Председателем комиссии назначается лицо, определяемое работодателем. Членами комиссии могут быть назначены:

    - начальник кадровой службы

    - работник, выполняющий функции по профессиональному обучению рабочих на производстве

    - начальник (представитель) отдела труда и заработной платы

    - инженер по охране труда

    - руководитель соответствующего подразделения предприятия.

    При необходимости в состав комиссии могут включаться высококвалифицированные специалисты родственных предприятий и организаций, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений профессионального образования, представители профсоюзной организации.

    На небольших предприятиях и в организациях, где нет возможности создать комиссию по присвоению разрядов работникам, такое присвоение разрядов может производиться квалификационными комиссиями, созданными в учебных заведениях соответствующего профиля.

    Нормы, которые регламентируют работу квалификационной комиссии, могут составлять отдельный локальный акт (положение о квалификационной комиссии) или быть самостоятельной частью правового документа (положение об аттестации). При этом содержательная сторона положения должна включать в себя такие пункты, как:

    - количественный и персональный состав комиссии

    - ее полномочия

    - порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов

    - решения, принимаемые по результатам аттестации, и т.п.

    Если профессиональная подготовка работника проходит на базе предприятия, то на специалиста, отвечающего за нее, часто возлагают ответственность за обеспечение необходимых условий для проведения экзаменов:

    - разработку проекта положения о квалификационной комиссии

    - сбор заявлений от работников об обучении

    - ведение протокола и т.п.

    Основанием к началу функционирования квалификационной комиссии является подача заявления самим работником и представления (характеристики, ходатайства) на сотрудника руководителем соответствующего подразделения, цеха, отдела.

    Квалификационные экзамены

    Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Причем они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение. Цель квалификационных экзаменов - определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им:

    - квалификационные разряды

    - классы

    - категории по соответствующим профессиям.

    Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

    Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

    работник, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы по разделу "Должен знать" и самостоятельно выполнить отдельные работы, приведенные в разделах "Характеристика работ" и "Примеры работ". При этом квалификационной комиссией также учитывается результат прохождения курсов повышения квалификации работника.

    В разделе "Должен знать" излагаются основные требования к квалификации работника, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе "Характеристика работ".

    Работник должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний, в частности знание своих должностных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка, знание положений, инструкций и других руководящих материалов, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил пользования средствами индивидуальной защиты, знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ, требований по рациональной организации труда на рабочем месте.

    По ряду профессий работников, выполняющих работы повышенной сложности и тарифицируемых, как правило, 6-м разрядом и выше, в разделе "Должен знать" установлены требования к наличию среднего специального образования, а по отдельным профессиям - требования к стажу работы и наличию специальной подготовки.

    Работник при присвоении более высокой квалификации, кроме работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками работников более низкой квалификации, а также руководить работниками более низких разрядов этой же профессии.

    За две недели до начала экзамена претенденту мастером, начальником цеха выдается наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т.д.

    В качестве пробных работ выбирают те, которые:

    - соответствуют определенным параметрам:

    уровню заявленной квалификации,

    нормам выработки, принятым в организации

    - характерны для данного предприятия

    - по своей продолжительности не превышают 1 смены и т.д.

    Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения. После этого в наряде записывается время ее начала. После ее выполнения фиксируется окончание.

    Задания работнику должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) в разделе "Примеры работ". При этом, если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

    После проведения устной проверки знаний работника комиссия:

    - оценивает уровень профессиональной подготовленности работника, основываясь на тарифно-квалификационных требованиях по рассматриваемому квалификационному разряду

    - определяет уровень сложности выполняемых работником работ и конкретные условия труда данного работника

    - определяет степень участия работника в решении задач, поставленных перед соответствующим структурным подразделением

    - оценивает эффективность выполняемой работником работы

    - оценивает личностные качества работника.

    Квалификационный экзамен считается несданным:

    - если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой

    - если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы

    - если был допущен брак по вине экзаменуемого

    - если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

    Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

    По результатам вышеуказанных оценок с учетом представленных документов комиссия принимает одно из следующих решений:

    - о соответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда и присвоении работнику данного квалификационного разряда

    - о несоответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда.

    Решение комиссии принимается простым большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу работника.

    Решение комиссии, принимаемое в присутствии работника, сообщается работнику сразу после голосования.

    Следует отметить, что присвоение работнику квалификационного разряда (класса, категории) должно производиться с учетом уровня сложности выполняемых им работ, имеющихся на данном предприятии.

    По итогам проведенного экзамена квалификационная комиссия принимает решение о присвоении работнику квалификационного разряда (класса, категории).

    Документационное подтверждение повышения квалификации

    Решение комиссии утверждается приказом (распоряжением) работодателя, в соответствии с которым работнику присваивается квалификационный разряд (класс, категория).

    В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (с изм. на 31.03.2003)) государственное образовательное учреждение дополнительного повышения квалификации, а также прошедшее аккредитацию негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:

    - удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов

    - свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов

    - диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов

    - диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

    Присвоение разряда (класса, категории) по профессии в установленном порядке заносится в трудовую книжку работника.

    Переводим или присваиваем разряд?

    Присвоение разряда с юридической точки зрения может как быть переводом, так им и не являться.

    Согласно ст. 72 ТК РФ, переводом считается:

    - изменение трудовой функции или

    - изменение существенных условий трудового договора.

    Если после присвоения работнику нового разряда ему поручают выполнять работу в соответствии с ним, то фактически у него меняется трудовая функция, а значит, - это с юридической точки зрения является переводом. Однако ситуация может быть и иной: работнику присвоили более высокий разряд, но на новое место работы его не перевели.

    С точки зрения логики и здравого смысла, конечно же, в первом случае в трудовой книжке должна быть запись о переводе, а во втором - лишь о повышении разряда. Лица, отстаивающие данную позицию, рассуждают следующим образом. Различие формулировок записи в трудовой книжке при установлении разряда, класса и т.п. обусловлено тем, что присвоение квалификации рассматривается как обыкновенное подтверждение нового уровня знаний и навыков, не имеющее отношения к изменению трудовых функций. Иначе говоря, человек мог повысить разряд (на курсах, в образовательных учреждениях начального, среднего профессионального образования), но при этом не работать в соответствии с ним, т.е. работник продолжает выполнять тот же объем и содержание работы, что и до обучения. В данной ситуации если запись о повышении разряда и делается, то она приравнивается к записи об обучении. Но если сотрудник после профессионального обучения приступил к выполнению работы в соответствии с полученным квалификационным уровнем, то, по мнению некоторых специалистов кадровых служб, это как раз тот случай, когда речь идет о переводе с соответствующим документальным оформлением.

    Однако если мы обратимся к Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69, то узнаем, что "если работнику в период работы присваивается новый разряд (класс, категория и т.п.), то об этом в установленном порядке производится соответствующая запись". Установленная форма, однако, не прилагается, и иллюстративная запись отсутствует. А ниже приводится пример записи об установлении работнику другой профессии и квалификации - "установлена вторая профессия "Электросварщик" с присвоением 3-го разряда". Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение разряда (класса, категории) в трудовой книжке должно отражаться формулировкой "Присвоен". В некоторых случаях специалисты кадровых служб, опровергая данное утверждение, апеллируют к унифицированным формам, где не предусмотрен бланк приказа о присвоении разряда (категории), но есть приказ о переводе. А поскольку Правила ведения и хранения трудовых книжек, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 19.05.2008), требуют соблюдения формулировки приказа при внесении записи в трудовую книжку, то изменение квалификационного разряда зачастую оформляется как перевод.

    Уместно напомнить, что предложенные Госкомстатом унифицированные бланки учитывают далеко не все ситуации, касающиеся учета кадров на предприятиях. Поэтому в некоторых случаях допустимо применение произвольной формы приказа как, в частности, приказа о присвоении разряда. Поэтому, вероятно, правильной будет запись в трудовой книжке о присвоении разряда, категории, класса (независимо от статуса работника - рабочий или служащий) со следующей формулировкой: "Присвоен 5-й разряд слесаря механосборочных работ" или "присвоена 1-я категория инженера-конструктора".

    У некоторых специалистов кадровых служб возникает вопрос, надо ли в случае присвоения разряда оформлять дополнительное соглашение к трудовому договору.

    Изменение существенных условий трудового договора возможно только по соглашению сторон и только в письменной форме. Соответственно, если работник после присвоения ему разряда начал выполнять иную функцию, нежели та, которая была у него прописана в договоре, то делать дополнительное соглашение, в котором будут указаны новые условия (квалификация, содержание работы, оклад), необходимо.

    Однако повышение квалификации, не повлекшее за собой никаких изменений в его профессиональной деятельности, можно рассматривать лишь как показатель того, что работник приобрел новые знания и навыки. В этом случае дополнительного соглашения к трудовому договору делать не надо: существенные условия трудового договора остались неизменны.

    Процедура документального оформления

    присвоения разрядов (классов)

    1. Основанием для рассмотрения тарифно-квалификационной комиссией вопроса о присвоении или повышении работнику разряда является личное заявление работника (примерная форма 1) и представление руководителя соответствующего подразделения (начальника цеха, участка) (примерная форма 2). В представлении необходимо отразить следующие сведения: период работы по профессии, достижения в работе, профессиональные навыки, личностно-деловые качества, ходатайство о присвоении или изменении квалификационного разряда (класса), наличие вакансии в штатном расписании по предлагаемому разряду (классу).

    Примерная форма 1

    В тарифно-квалификационную

    комиссию ОАО "Меридиан"

    от ________________________

    (фамилия, имя, отчество)

    ___________________________

    (профессия, место работы)

    Заявление

    Прошу принять экзамен на _____________________________ квалификационный

    разряд (класс, профессия) _________________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    С положением о порядке присвоения и изменения квалификационных разрядов

    (классов) работникам ОАО "Меридиан" ознакомлен(а).

    Наличие квалификационного разряда (класса) ____________________________

    ___________________________________________________________________________

    Основанием для повышения квалификационного разряда (класса) считаю

    следующие результаты работы: ______________________________________________

    ___________________________________________________________________________

    Сообщаю о себе следующие сведения:

    образование (какое, когда образовательное учреждение окончил,

    полученная специальность, квалификация) ___________________________________

    ___________________________________________________________________________

    стаж работы в ОАО "Меридиан" _________ (по данной профессии) _____ лет

    с данным квалификационным разрядом (классом) _____________________ лет

    стаж работы в данном подразделении ____________________________________

    Вопрос

    Ответ

    Квалификационный разряд указывают на уровень профессионализма работника. Если работник считает, что он вырос из своего разряда, то он может повысить его при условии прохождения испытаний. Каков же порядок присвоения этих званий?

    Организация может установить квалификационный разряд на основании следующих нормативно-правовых актов:

    - Трудового кодекса РФ

    - постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки

    - постановления Правительства РФ от 31 октября 2002 г. N 787 О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих

    - постановления Минтруда России и Минюста России N 27, 8/196 от 23 октября 1992 г. Об утверждении основных положений о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

    Единый квалификационный справочник (далее - ЕКС) содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации.

    Единый тарифно-квалификационный справочник (далее - ЕТКС) содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим ей тарифным разрядам требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих примеры работ.

    Итак, чтобы разобраться в том, что такое квалификационный разряд, посмотрим, что написано в трудовом законодательстве. В соответствии с ТК РФ квалификационный разряд представляет собой величину, которая отражает уровень профессиональной подготовки работника. Данное определение дано в рамках тарифной системы оплаты труда.

    Квалификационная комиссия присваивает или повышает разряд, если предприятию требуются специалисты конкретного разряда. Присвоение разряда производится на основании заявления рабочего и представления руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника участка и др.). Квалификационная комиссия проводит первоначальную проверку теоретических знаний и практических навыков рабочего, соответствующих требованиям ЕТКС. Работу квалификационной комиссии можно регламентировать либо в отдельном локальном нормативном документе, например, в Положении о квалификационной комиссии, либо внутри Положения об аттестации. В Положение о квалификационной комиссии нужно включить такие пункты, как:

    - количественный и персональный состав комиссии

    - ее полномочия

    - порядок подготовки и проведения квалификационных экзаменов

    - решения, принимаемые по результатам работы комиссии и т.п.

    В состав комиссии включается председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В квалификационную комиссию входят представители работодателя (цеха, участка), комитета профсоюза (цеха, участка), работники отделов (производственного обучения, труда и заработной платы, кадров, охраны труда, руководители цехов, участков и мастера).

    Во время квалификационных экзаменов испытуемые выполняют квалификационные (пробные) работы и демонстрируют знания в пределах требований квалификационных характеристик и учебных программ. В качестве пробных работ выбирают те, которые соответствуют определенным параметрам, уровню заявленной квалификации, нормам выработки, принятым на предприятии, характерны для данного предприятия, по своей продолжительности не превышают одной смены и т.д.

    При сдаче испытаний (пробы) на разряд рабочий должен ответить на все вопросы, предусмотренные в разделах тарифно-квалификационного справочника характеристика работы и должен знать того разряда, на который претендует рабочий.

    По результатам проверки экзаменов и сдачи пробы комиссией путем голосования принимается решение: присвоить или не присвоить новый разряд. Решение комиссии сообщается работнику сразу же после голосования. Секретарь комиссии составляет в одном экземпляре протокол, в котором проставляется оценка и дается рекомендация о присвоении или неприсвоении разряда работнику.

    Источники: otvet.mail.ru, www.pro-personal.ru, kadrovik.by, www.vkaznu.ru, www.ukon.su

    Категория: Что нужно для составления | Добавил: cintam (14.07.2015)
    Просмотров: 2668 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Поиск